Информация для автомобилиста

Грузовики времен Великой Отечественной войны

Грузовики внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Машины подвозили необходимое на фронт, вывозили раненых, доставляли продовольствие жителям блокадного Ленинграда. Расскажем о двух грузовых машинах, которые собирали на территории СССР.

ГАЗ-ММ, прозванный в народе «полуторка»

В 1929 году в Нижнем Новгороде строят огромный автомобильный завод. Там и в Москве начинают собирать машины по полученным от компании «Форд» технологиям. Модель НАЗ-АА, которая позже получит название ГАЗ, копирует американский грузовик Форд-АА. Изначально сборку проводили из комплектов, которые приехали их США. Инженеры внесли изменения в узлы автомобиля в соответствии с дорожными реалиями: усиливают сцепление и рулевой механизм.

В 1934 году на новый грузовик устанавливают двигатель от легкового автомобиля ГАЗ-М.

В начале войны, чтобы уменьшить расходы и ускорить производство, конструкцию автомобиля упрощают. И все это происходит в ущерб удобству водителя.Оставляют только правую фару со стороны водителя. Убирают бампер и зеркала заднего вида. Крылья делают из дешевого кровельного железа. Также грузовик оставляют без переднего тормоза. В самых упрощенных вариантах убирали дворник, двери не ставили – их заменяли брезентовые скатки. Кабину делали деревянной, как и сиденье водителя. Такая модель получила название ГАЗ-ММ-В, то есть военная.

Грузовые автомобили перегружали в два раза. На возвышенности приходилось взбираться, используя задний ход, так как бензин подавался самотеком. Иногда сами водители «модернизировали» конструкцию: фару закрывали жестянкой с прорезью ради маскировки. Если стояло две фары, одну из них отключали. Или снимали двери, когда перевозили груз в Ленинград по замерзшему Ладожскому озеру. В том случае, если грузовик уйдет под лед, водитель сможет выбраться. Чтобы не замерзнуть, в кабину ставили ведро с тлеющими углями.

До 1947 ГАЗ-ММ выпускали на заводе ГАЗ, потом на Ульяновском автомобильном заводе до 1950 года.



ЗИС-5, прозванный в народе «трехтонка»

Грузовик внешне похож на «полуторку», но немного больше. Также имеет американские корни: первая собранная модель была технической копией американского автомобиля Autocar-5S. Пройдя модернизации на Заводе имени Сталина, грузовик стал более проходимым, многие узлы упростили, чтобы было легче ремонтировать.

ЗИС-5, как и ГАЗ-ММ ехал на любом бензине, а в жару – и на керосине.

Военную версию грузовика сделали облегченной. Кабину ставили деревянную, крышу делали из дерматина. Как и у «полуторки» убирали одну фару и тормоза передних колес.

ЗИС- 5 выпускали и после Великой Отечественной войны до 1958 года. Грузовик участвовал в восстановлении страны, подъеме производства. Некоторые экземпляры «дожили» до 1970-х гг.
История автомобилей
Made on
Tilda