Информация для автомобилиста

Легендарная «копейка» до сих пор на колесах.

Недавно на дороге встретила ВАЗ-2101. Ехал так и исправно, и на вид неплох. Вспомнила, что знакомая рассказывала о своих поездках на этой машине.

«Был у меня интересный период, когда я работала в большой организации. Каждый день ездила с попутчиками. Один из них постоянно менял автомобили. За полтора года на чем только я не прокатилась. От Citroen C6 до нашей такой старой и родной … «копейки». Был у попутчика период, когда он остался без колес, и купил за 10-15 тысяч ее – маленькую, угловатую, но самое главное с жаркой печкой. Настолько жаркой, что даже зимой мы открывали окна. И ведь ехала! По обледеневшей дороге и пробкам… Потом попутчик отдал «копейку» брату в деревню. Возможно, до сих пор там катается».

Вот такой живучий автомобиль. До сих пор на колесах, до сих пор едет. История его началась в 1970 году, когда Волжский автомобильный завод выпустил первый экземпляр. А название придумывали всей страной. Предложили около 50 тысяч вариантов. Среди них «Фиалка», «Атаман», «Директива», «Юность». В итоге победило наименование, связанное географическим объектом - Жигулевскими горами. А для экспорта оставили более простое и звучное – Лада.

«Копейку» копировали с итальянского автомобиля Fiat 124. Казалось бы, все просто – поменяли таблички и значки, автомобиль готов к выпуску. Только несколько лет пришлось тестировать автомобиль в русских погодных условиях, заменяя и совершенствуя узлы. Окончательное число изменений – больше 800! Касались они ключевых узлов – двигателя, тормозов, и мелких, вроде бы незначительных деталей, в виде дверных ручек. Ручки Fiat 124 выступающие, под руку, а ручки ВАЗ 2101 – для избегания травм. И оказались настолько удобными, что их заимствовали итальянцы и установили на позднюю модель.

Несколько интересных фактов:

- Новый автомобиль послужил толчком для развития автомобильной химии в СССР: новых формул масел, тормозной и охлаждающей жидкости. В процессе совместных испытаний оказалось, что экспериментальные советские образцы смазочной жидкости лучше заграничных.

- Первые машины, сошедшие с конвейера, были синего и вишневого цвета. Однако потом машины стали красить в цвета дешевле: «кофе с молоком» и белый.

- При испытаниях итальянского автомобиля на русских зимних дорогах тормозные колодки изнашивались за 500-600 км пробега.

- «Копейку» экспортировали не только в ближние страны, но за океан: в Новую Зеландию и Канаду, а также в часть стран Латинской Америки. Для Англии выпускали модели с правосторонним рулевым управлением.

- Владимир Высоцкий стал в 1971 году одним из первых обладателей ВАЗ 2101. Певец ездил на машине недолго, так как в этом же году ее разбил. Автомобиль восстановили и продали, однако потом Высоцкий ездил только на иномарках.

- В 2000 году журнал «За рулем» провел всероссийский опрос. ВАЗ 2101 признали российским автомобилем ХХ века.

На вторичном рынке можно купить легендарную «копейку» от 35 тысяч до 2 миллионов рублей. Есть интересные отреставрированные экземпляры.
2023-08-05 19:21 Автомобиль