Информация для автомобилиста

Что делали 50 лет назад, чтобы завести автомобиль в мороз

Синтетические масла, антифриз, зимние покрышки появились далеко не сразу с изобретением автомобиля. Еще в 1970-80 годах зимой приходилось маневрировать на летней резине, а перед запуском двигателя в мороз проводить ряд рутинных процедур.

Сегодня если владелец вовремя меняет расходники, следит за состоянием транспортного средства, мотор заведется при температуре минус 20 и ниже без усилий. Замороженных машин не так много, но на такой случай можно взывать эвакуатор и отвезти на прогрев. 50 лет назад, даже меньше, приходилось провести подготовительные процедуры, прежде чем сесть за руль.

На самом деле подготовка начиналась с вечера: снимали аккумулятор, заносили в тепло, сливали воду из системы охлаждения, ведь появившийся в 1970-х годах Тосол был в дефиците.

Утром ставили на плиту или печку пару ведер с водой. Но сначала приходилось разогревать загустевшее масло в поддоне картера. Для этого использовали паяльную лампу – железный баллон, который наполняли бензином, сверху находилась горелка. Если недалеко розетка, мог помочь электрический обогреватель, чаще всего самодельный.

Потом в систему охлаждения заливали кипяток, причем действовать приходилось быстро. Иначе при сильном морозе вода могла моментально превратиться в лед и разорвать двигатель. Такая процедура помогала разморозить поршни, кольца и вкладыши. Кипяток иногда лили на впускной коллектор, аккуратно, тонкой струйкой, чтобы тот не треснул.

Когда автомобиль разморожен, несколько раз прокручивали мотор вручную пусковой рукояткой. Мощности стартера не всегда хватало, да и водители старались его не мучить. Важен правильный захват рукоятки: все пальцы поставить с одной стороны. Если по привычке большой палец перекинуть на другую сторону, то при обратном ударе его может вывихнуть. В некоторых случаях двигатель запускали «с толкача».

Чтобы сохранить остатки тепла, капот накрывали одеялом на стоянке. На радиатор мастерили самодельные фартуки. Печки не всегда справлялись с обогревом. Главная проблема была не в том, что замерз водитель. Наледь покрывала стекла, полностью закрывая обзор. Чтобы справиться, использовали мешочки с солью или натирали стекла глицерином.

Некоторые методы водители используют до сих пор. Например, снять аккумулятор на ночь в сильный мороз или теплое одеяло для капота. Другие способы современному автомобилю пользы не принесут, даже, скорее, могут навредить.