До появления первых автомобилей комфортным для своего времени транспортом служила карета. Пассажиры были защищены от непогоды и посторонних взглядов, в дорогих образцах ставили удобные мягкие сиденья и использовали роскошную обивку. А в 18-19 веках карета стала еще и признаком статуса, отражала занимаемое в обществе положение.
Первые открытые коляски появились еще три тысячи лет назад до нашей эры в Месопотамии. У них было два колеса, запрягали одну-две лошади. Коляски были легкие и быстрые. Также при раскопках находят и четырехколесные повозки. В Эрмитаже хранится колесница, которой больше 2,5 тысяч лет, найдена при раскопках в Алтайском крае. Повозка хорошо сохранилась, оснащена четырьмя колесами и крышей.
Однако знания о том, как строить четырехколесные экипажи были утеряны. Некоторые историки связывают это с падением Римской империи. Возрождаются подобные конструкции только в Средние века.
В 15 веке начинают строить кареты – кузов прикрепляли с помощью ремней к изогнутой раме. Для конструкции использовали дерево и железо. Ремни должны были смягчить толчки при езде по колеям, однако теперь пассажиров укачивало. Поэтому ездили на небольшие расстояния. К тому же кареты были дорогими, позволить могли себе только зажиточные. В Париже к началу 16 века было всего три экипажа. Езда верхом оставалась основным средством передвижения.
Кареты набирают популярность в 17 веке. В это время собирают экземпляры с жесткой крышей и раскладными сиденьями. На некоторых экипажах окна застекляют, также занимаются внутренней отделкой.
В России первые кареты появляются в середине 17 века, и в первую очередь у представителей царской семьи. Однако конные повозки использовали давно, в том числе и крытого типа – колымаги. На них перевозили женщин, больных и стариков.
Спустя столетие кареты становятся не только средством передвижения, но и элементом роскоши, статуса. По украшению, количеству лошадей судили о достатке и положении хозяина. Некоторые знатные люди совсем отказывались передвигаться пешком и заставляли слуг снаряжать экипаж для поездки к соседям. Другие богачи, стремясь показать занимаемое положение, запрягали 9-12 лошадей.
К концу 18 века люди начинают больше путешествовать, чему способствует развитие дорожной сети с конными станциями. Появляются почтовые кареты, общественные повозки, например, омнибусы. С пересадками можно было добраться из одного конца страны в другой, как сегодня на автобусах.
В начале 20 века на смену каретам приходят автомобили. Только спустя годы конструкция машин перестанет напоминать экипаж внешне и внутренне, и обретет неповторимые очертания. Об этом расскажем в следующей статье.