Информация для автомобилиста

Как появился и развивался отечественный мотоцикл

Об этом и как развивалась мировая мотопромышленность, мы рассказывали в предыдущей статье. Расскажем об эволюции отечественного мотоцикла.

Мотоцикл в царской России

13 марта 1899 сошли с конвейера первые мотоциклеты в Российской империи. Изготовил инженер и изобретатель Александр Лейтнер, который владел фабрикой «Россия», выпускающей велосипеды. За 9 лет собрали несколько моделей с тремя и двумя колесами, но популярность у публики такие транспортные средства не получили. Фабрика прекратила выпуск мотоциклов.
Другие производители не оставили идею. В это время мотоцикл в России представлял велосипед с мотором. Основание собирали сами, а двигатели покупали за границей. Выпускали небольшие партии.
Изменить отношение к мотоциклу удалось московскому заводу «Дукс», который также изготавливал велосипеды. В 1909 году с конвейера этой фабрики сошли первые двухколесные машины. Мотор закупали в Швейцарии. Это был не велосипед с двигателем, а другое транспортное средство. Инженеры работали над улучшением характеристик.
Первый мотоциклет оснастили двигателем 2,5 л.с.,тот был легким и заменял велосипед в небольших поездках.
Вторая модель имела двигатель с двумя цилиндрами и мотор мощностью 4 л.с.
На самом усовершенствованном мотоцикле стоял двигатель 4,5 л.с., а также коробка передач с двумя скоростями, сцепление и крепеж для коляски.
До 1915 года изготовили и продали около 600 мотоциклов. Первая мировая война, затем революция остановили на время развитие мотоциклостроения.

После революции

В 1924 году инженеры во главе с П.Ю. Львовым собирают мотоцикл под называнием «Союз», который так и остался в единственном экземпляре.
В 1928 году в Ижевске организуют конструкторское бюро, которое будет разрабатывать и собирать мотоциклы. Во главе оказался талантливый инженер Петр Можаров. Бюро разрабатывает и испытывает 5 моделей мотоциклов «ИЖ». У всех была штампованная рама, четырехтактный мотор с двумя цилиндрами.
Первым серийным мотоциклом стал Л-300 с двухтактным мотором, изготовленный в Ленинграде под руководством переведенного туда Петра Можарова.
В 1933 году Л-300 начинают выпускать на новом заводе в Ижевске с названием «ИЖ-7». Пользовался большим спросом. Интересный факт: в 2010-е годы на завод приходили письма от владельцев «ИЖ-7», что до сих пор мотоцикл работает.
В 1941 году ПетрМожаров возглавилвыпуск новой модели – «Иж-12». На мотоцикл установили мотор мощностью 13,5 л.с. Максимальная скорость – 105 км/ч. Производство остановила война, завод перепрофилировали под выпуск оружия.

«Золотой век» отечественного мотоцикла

После Великой Отечественной войны стране пришлось заново восстанавливать заводы и фабрики, переводить их на мирный лад.
Мотоциклы начали строить на двух больших заводах. «Ижмаш» выпускал копию немецкого DKW NZ-350. Ковровский завод имени В. А. Дягтерева производил серию К-125.
1950-60-х годах по стране растет сеть мотозаводов, каждые 3-4 года производители собирают новые модели, которые не уступают зарубежным. Мотоцикл становится популярным транспортным средством. Милиция на них патрулирует город и гоняется за преступниками, простые люди ездят на дачи, а в коляске возят детей или строительные материалы. В это время многие советские семьи мечтают о мотоцикле, стоят в очереди, а производители стараются удовлетворить спрос. Например, «ИЖей» изготавливали около 350 тысяч в год!

Смена мотоциклетной эпохи на автомобильную

В 1970-е годы в мире, в том числе и в СССР, автомобиль становится доступным и популярным средством передвижения. Мотоцикл постепенно уходит в сферу увлечения, становится молодежным транспортом.
Разработки в СССР минимальны, а внедрения 50-х уже устарели. Предприятия постепенно отказываются от производства мотоциклетной техники. Растет конкуренция, на рынке появляются поддержанные, но более прогрессивные и доступные иностранные байки.
Что сегодня происходит с отечественной мотопромышленностью, расскажем в следующей статье.
История автомобилей
Made on
Tilda